Использование потенциала современных интернет-технологий в российской экономике

Современный покупатель — пользователь виртуальных социальных сетей, со своей моделью поведения

Опубликовано в журнале «Современная экономика: проблемы и решения» в 2013 году

Услуги предоставления доступа к сети Интернет в России за последние годы существенно подешевели, что повлекло за собой значительный рост его аудитории. При этом ресурсы для дальнейшего снижения стоимости доступа далеко не исчерпаны — конкуренция со стороны операторов мобильной связи в настоящее время особенно остра и будет только увеличиваться. Об этом косвенно можно судить по тому факту, что компания «Ростелеком», один из крупнейших операторов «проводного» интернета, активно начала развивать сектор мобильной связи и мобильного интернета. Месяц безлимитного использования интернета среднему российскому потребителю обходится в 500–600 руб. (с учетом средней общероссийской скорости — 6,4 мегабита в секунду).

Судя по интенсивности проникновения мобильного интернета, Россия вступает на новый этап развития интернет-технологий, при котором большинство пользователей будет располагать относительно маленьким экраном устройства и небольшой скоростью подключения. По данным TNS, в январе 2012 года различными мобильными устройствами (сотовые телефоны, коммуникаторы, планшетные компьютеры) для выхода в сеть воспользовались более 22% всех жителей крупных российских городов. За последние три года месячная аудитория мобильного интернета выросла почти в два раза, тогда как аудитория интернета в целом — только на 50%. Причем по показателю проникновения мобильного интернета и по темпам его развития крупные российские города почти не отстают от Москвы и Санкт-Петербурга. [4]

Социологические опросы показали, что среднемесячная аудитория интернета в 2012 году в России

По данным социологических опросов, среднемесячная аудитория интернета в России в 2012 году составила 54,5 млн. человек, то есть почти половина (47%) населения страны в трудоспособном возрасте. Относительная легкость проникновения мобильного интернета приводит еще к одной интересной особенности — прирост пользователей из сельской местности за 2012 год составил 33%.[6]

Еще несколько лет назад стало очевидным, что корпоративный сайт в интернете — обязательный атрибут любого современного бизнеса. Сейчас же, сайт — это не только «визитная карточка» фирмы, но скорее площадка для взаимодействия с клиентами, партнерами, обществом и государственными органами, это один из основных маркетинговых инструментов и эффективный ресурс в конкурентной борьбе.

Тем не менее, российский бизнес не спешит пользоваться преимуществами наличия корпоративного сайта. В среднем по регионам в 2012 году только 36% зарегистрированных юридических лиц имели собственные официальные сайты (показатель «Присутствие организаций в интернете», таблица 1). Однако наиболее прогрессивные в этом по данному показателю регионы (Москва и Санкт-Петербург — по 70%) дают представление о нераскрытом потенциале регионов.

Таблица 1 – Сравнение некоторых показателей развития интернета по округам РФ, 2012 год
Федеральные округа Присутствие организаций в интернете, % Доля бизнес-сайтов, % Охват социальных сетей, %
Центральный 37,0 48,0 93,2
Северо-Западный 26,0 33,0 96,0
Южный 34,0 43,0 95,4
Приволжский 41,0 47,0 94,9
Уральский 33,0 53,0 95,9
Сибирский 39,0 39,0 95,5
Дальневосточный 34,0 35,0 93,6
В среднем по округам 36,0 45,0 94,9
Москва 70,0 43,0 90,4
Санкт-Петербург 70,0 45,0 94,7
По материалам ООО «Яндекс» [4]

Модель поведения потребителей с развитием интернет-технологий претерпела значительные метаморфозы. Наличие глобальных информационно-поисковых систем значительно облегчает поиск интересующих товаров и услуг. В то же время, грамотное использование интернет-ресурсов дает преимущества тем производителям и продавцам, которые находятся в поисковой выдаче выше своих конкурентов. Этот фактор иногда оказывается более значимым, чем выгодные условия для покупателя или оптимальное соотношение цены и качества.

Но что мешает всем коммерческим организациям наладить работу в Сети? С первого взгляда создание сайта требует минимум вложений, при достаточно существенном эффекте от его использования. Это справедливо, но скорее для уровня развития интернета начала 2000-х годов. Сейчас бизнес-сектор интернета — весьма конкурентная среда, в которой все сложнее добиться успеха.

На российском рынке ИТ-услуг стоимость создания сайта колеблется в пределах от 10–30 тыс. руб. за создание простейшего «сайта-визитки» до 1–1,5 млн. руб. за крупный корпоративный портал, интегрированный в различные информационные подсистемы компании. [5]

Создать хороший конкурентоспособный сайт — это только начало большой работы по позиционированию компании в глобальном информационном пространстве.

Развитие корпоративного сектора интернета породило целый пул технологий, обслуживающих его. Более того, эти технологии располагают своим категорийным и методологическим аппаратом, что приближает их к отрасли компьютерной науки.

Одна из важнейших технологий работы с корпоративными сайтами — Search Engine Optimization (SEO, поисковая оптимизация). Поисковая оптимизация — это комплекс мер по оптимизации сайтов для повышения уровня их индексации основными поисковыми машинами в Сети. Технология оперирует понятиями релевантности, плотности ключевых слов, анализом индексов цитирования, применением алгоритмов семантического анализа текста и т. д. По данным экспертов портала business-ru.com рынок SEO в России к концу 2013 года вырастет на 20% и составит 10 миллиардов рублей. Грамотное применение поисковой оптимизации — отличный ресурс повышения конкурентоспособности не только корпоративного сайта, но и компании в целом.

Теперь обратимся к последнему столбцу таблицы 1. Показатель «Охват социальных сетей» — это отношение совокупной месячной аудитории трех крупнейших социальных сетей российского интернета («ВКонтакте», «Одноклассники» и «Мой мир») к месячной аудитории интернета. Значение данного показателя по регионам колеблется от 90 до 96%. То есть более 90% совершеннолетнего населения России являются пользователями социальных сетей. Таким образом, на вопрос «Где нынче пользователи?» можно смело ответить: «В социальных сетях».

Социальные сети в интернете уже давно выросли из развлекательного сервиса в глобальную отрасль электронного взаимодействия, и этим успешно пользуется бизнес в развитых странах. На передний план выходит уже не SEO, а другая технология — Social Media Marketing (SMM). Это технология, включающая комплекс мер по использованию социальных платформ в интернете в качестве каналов продвижения бизнеса и формирования общественного мнения о компаниях.

Российское бизнес-сообщество до сих пор с недоверием относится к социальным сетям. Однако как раз в России есть отличный шанс воспользоваться ресурсами социальных сетей. Корпоративный сектор отечественного интернета «успешно проспал» этап «поголовного» выхода в Сеть посредством сайтов, о чем красноречиво свидетельствует показатель присутствия компаний в интернете. В этой связи есть все предпосылки начать работу с потенциальными потребителями с чистого листа, на новых, удобных для пользователей, площадках, не неся за собой багаж «сайтовых предрассудков», и не тратясь на SEO. Но прежде чем попытаться перенести успешный зарубежный опыт на российские реалии, необходимо понять, кем является усредненный пользователь социальных сервисов из России, ведь различия в модели поведения могут иметь существенные различия.

Исследования консалтинговой компании Trendstream (исследованием были охвачены 18 стран и более 50 тыс. пользователей) показали, что жители стран БРИК открывают для себя намного более развитый интернет, чем население развитых западных и восточных регионов. [3] Они демонстрируют наиболее сбалансированное использование разных типов социальных платформ, и, что оказалось весьма неожиданным, грамотно и безопасно используют интернет-сервисы не только ради развлечений, но и в целях получения дополнительного заработка.

Социальные сети захватывают все большие сферы влияния не только в интернете, но и в повседневной жизни общества. Многие экономические, политические и социальные процессы теперь напрямую протекают внутри и посредством них. Но и социальные сети — это не верх возможностей, которые предоставляет бизнесу современный интернет.

В зависимости от выбранной стратегии поведения в социальных сетях компании могут получить доступ к таким ресурсам, как, например, краудсорсинг и краудфандинг, а это уже совершенно иной уровень взаимодействия с обществом и конкурентами.

Использование потенциала интернет-технологий позволяет применять нетрадиционные подходы к ценообразованию, маркетинговым исследованиям, опытно-конструкторским разработкам, организации труда персонала, тайм-менеджменту, не говоря уже о внутрикорпоративной коммуникации.

Еще более соблазнительными современные интернет-технологии становятся после сопоставления затрат на их внедрение и получаемого от этого эффекта. Многие вполне дееспособные решения или полностью бесплатны, или требуют минимальных финансовых и трудовых затрат.

Но не следует забывать и о существенных рисках. Интернет — очень живая информационная среда, и неверно сделанные шаги могут за считанные секунды не только свести на нет многолетние усилия, но и порядком навредить бизнесу. Для выработки рекомендаций отечественному бизнесу необходимо изучать возможности, которые открывают нам интернет-технологии, и это, на наш взгляд, одно из перспективных направлений в области применения информационных технологий в экономике.

Список использованных источников:

  1. Джеймс Уилсон, П.Дж. Гинан, Сальваторе Паризе, Брюс Вайнберг Бизнес и социальные СМИ — какую стратегию выбрать? // Harvard Business Review — Россия. 2011. № 71. С. 19–21
  2. Дэвид Эдельман Пора перестать выбрасывать деньги на ветер // Harvard Business Review — Россия. 2011. № 67. С. 56–66
  3. Миколай Ян Пискорски Кто есть кто в социальных сетях // Harvard Business Review — Россия. 2010. № 62. С. 30–31
  4. Развитие интернета в регионах России. Информационный бюллетень [электронный ресурс] // ООО «Яндекс» [официальный сайт]. URL: http://company.yandex.ru/ researches/reports/ internet_regions_2012.xml (дата обращения 11.02.2013)
  5. Российская экономическая модель: динамика и контексты: Коллективная монография / под общей ред. д.э.н., профессора Трубилина А.И., д.э.н., профессора Гайдука В.И. — М.: Просвещение-Юг, 2013 — 446 с.
  6. Фомченков Т. Цены на доступ в сеть в России снизились [электронный ресурс] // Российская газета [официальный сайт]. URL: http://www.rg.ru/2012/03/29/ internet-site.html (дата обращения 11.02.2013)